← Вернуться назад

Защитить учителя от буллинга

26 февраля 2021
Автор Марина РОСВУЗ

Случилось немыслимое: в российских школах, как выяснилось в эфире еженедельной онлайн-программы «Образовательная среда», теперь травят не только учащихся, но и учителей. Называется этот процесс пришедшим к нам из английского языка словечком буллинг. И сейчас, как уверяют исследователи лаборатории медиакоммуникаций в образовании Высшей школы экономики, буллингу в том или ином виде подвергались 70% наших учителей.

Данные, приведенные в эфире главой группы исследователей Александром Милкусом, шокируют. 70% опрошенных учителей отмечали, что сталкиваются с перечисленными формами буллинга на систематический основе. В том числе угрозы от учеников получали 50,1%; комментарии интимного характера — 28,6%; а кибербуллингу подвергались 42,4% (в опросе учителей онлайн приняли участие 8% мужчин и 92% женщин, что в целом отражает гендерную картину современного российского учительства).

Формы буллинга поражают разнообразием. Тут и вербальный буллинг; и обидные жесты или действия; и запугивание педагога; и его изоляция; и даже вымогательство, повреждение и иные действия с имуществом. Ну и конечно же кибербуллинг. Ученики могут дразнить учителя, придумывать клички и прозвища, игнорировать учителя; обсуждать его личную жизнь; демонстрировать свое презрение с помощью жестов или взглядов; специально нарушать дисциплину на систематической основе; отказываться выполнять требования преподавателей. И так изо дня в день. Причем, учителя с низким материальным достатком в два раза чаще сталкиваются с буллингом со стороны учеников, чем учителя со среднем и высоким достатком. А вот место проживания, семейное положение, образование учителя, как выяснили исследователи, не являлись значимыми.

Чаще всего учителя рассказывают о буллинге коллегам — 35,6%. Семье жалуются 31,3%, а психологу — 13,2%. А вот каждый четвертый педагог (23%) умалчивает о проблеме и держит обиду в себе. Последствия буллинга не заставляют себя ждать. Это неудовлетворенность работой и жизнью; отсутствие самореализации в профессиональном сфере; психологические проблемы; социальная депривация; испорченные взаимоотношения с учениками и срывы на учениках; а также агрессивное поведение. Другими словами, глубокие психологические проблемы.

Как же выйти учителю из сложной ситуации конфликта, на который его провоцирует сложный подросток или группа подростков? Тем более, как уверяет  первый зампред межрегиональной организации Общероссийский профсоюз образования Санкт-Петербурга и Ленинградской области Иван Кайнов, что возникла новая «тревожная тенденция — в процесс травли включаются активные представители родительской и более широкой общественности при поддержке СМИ. Процесс становится все агрессивнее. И если в школе возникает проблема или микроконфликт, который можно было бы разрешить силами школы, родители и дети с удовольствием стараются сделать это достоянием широкой общественности при помощи соцсетей, видеосъемки и т. д. Получается, что учитель беззащитен».

Впрочем, защитить учителя можно, и прежде всего с помощью специально разработанных регламентов действия в кризисной ситуации, изложила суть директор столичной школы Вера Нилина: «Первое, что нужно сделать — успокоиться самому. Ну а если понимаешь, что уже закипаешь, зовешь учителя, дежурного администратора, коллегу — любого взрослого, которому доверяешь. Но выходить из себя нельзя – это самое главное правило: нужно учить общаться в конфликтных ситуациях. И, конечно, нужно взаимодействовать со школьными психологами».

Кроме того, подчеркнула директор Московского института развития непрерывного образования Наталия Сченснович, крайне «важно руководителям школ понимать, что учителей важно поддерживать. Всего же есть три составляющие, которые помогают противостоять буллингу: первое – хорошо знать свое дело, вести предмет, знать методику. Второе – выстраивать отношения, а третье – авторитет учителя, который появляется, когда он не только ведет свой предмет, но и проявляет социальную активность — занимается с детьми вне стен класса».

Есть, как оказалось, и специальные тренажеры для педагогов с разбором оптимального алгоритма действий в условиях конфликта. Есть и разработки Общероссийского профсоюза, который занимается темой травли и правовой поддержки учителей – ссылки на них будут на сайте «Российского образования». При этом за консультацией и помощью учителям также можно обращаться и в региональные отделения профсоюза. Работает и служба медиации – есть курсы, где учат учителей разрешать конфликты. Главное — не опускать руки и не привыкать к роли жертвы!

 

Получать новости ежедневно на E-Mail
Получать новости еженедельно на E-Mail



Поделись в соц.сетях