← Вернуться назад

C экранов читают быстрее, но и быстрее забывают

21 февраля 2021
Автор Марина РОСВУЗ

С прошлого года впервые в России проводится большое исследование взаимодействия школьников  с цифровым текстом. Команда исследователей Института русского языка им. Пушкина под руководством ведущего научного сотрудника Марии Лебедевой сделала метаанализ мировых исследований, в которых изучалось эмпирически, как дети школьного возраста читают с экрана, провела собственные опросы и выдвинула ряд гипотез.

Как оказалось, люди медленнее читают с экрана, чем с листа. Однако, по словам Лебедевой, чем ближе к нашему времени, тем больше менялся этот показатель: «Нынешнее поколение, наши  школьники читают цифровые тексты быстрее, чем текст с листа». Что же касается качества понимания информации, то некоторые стратегии при цифровом чтении работают лучше, а некоторые стратегии работают хуже. При цифровом чтении хуже работают стратегии медленного и аналитического чтения: «Поскольку мы читаем быстро, скорее не прочитываем текст, а просматриваем, проглядываем, то значительно сложнее удается зафиксировать какое-то понимание логических связей внутри текста, – рассказала Мария Лебедева. – Однако быстрое чтение для понимания какой-то практической информации, которая нужна именно сейчас, такое поисковое чтение гораздо лучше удается с экрана, чем с листа».

Одновременно выяснилось, что у школьников цифровое чтение является ведущим способом получения информации, способом работы с текстом. При этом они неплохо разбираются, какую информацию лучше читать в бумажном варианте, а какую в цифровом. «Однозначно видна закономерность в том, что школьники выбирают книгу в том случае, когда речь идет о досуговом чтении, то есть чтении для удовольствия, – подчеркнула Мария Лебедева. – Напротив, цифровой формат они предпочитают, когда речь идет о чтении новостей, каких-то коротких текстов. Для учебной информации для них одинаково хороши и бумажный, и цифровой носители». По словам Марии, школьники осознают, что быстрее читают с экранов, чем с бумаги, но и быстрее забывают прочитанное: «Они замечают за собой, что могут довольно быстро терять интерес к чтению, если они читают с экрана, и отвлекаться. При этом говорят, что именно экранное чтение помогает, когда нужно узнавать конкретные факты, искать и выделять из текста что-то определенное».

Стала очевидна и связь между любовью к чтению и выбором источника информации. «Ребенок, который не очень любит читать, скорее предпочтет читать с экрана, и наоборот: ребенок, который говорит, что читать он любит, скорее возьмет бумажную книгу. Мы видим в этом потенциал цифровых ресурсов, цифровых учебников и каких-то других программ для того, чтобы мотивировать, вовлечь в чтение тех, кто пока считает это не самым интересным занятием», – отметила Мария Лебедева.

 

Получать новости ежедневно на E-Mail
Получать новости еженедельно на E-Mail



Поделись в соц.сетях