← Вернуться назад

Омбудсмен в сфере образования потребовал изменения системы апелляции по результатам ЕГЭ

11 сентября 2020
Автор Марина РОСВУЗ

На этой неделе Партия Роста предложила министру просвещения России сделать процедуру ЕГЭ более прозрачной. Идею озвучил член Федерального политического совета Партии Роста, общественный омбудсмен в сфере образования Амет Володарский. О том, чем вызвано это предложение, в эксклюзивном интервью РОСВУЗу рассказал сам правозащитник.

 

- РОСВУЗ: Амет Александрович, почему Вы вновь обратились к теме ЕГЭ?

- В процедуре ЕГЭ существует принципиальный недостаток! После единого госэкзамена школьник не только не получает ответов решений, но и сами вопросы, на которые он отвечал, становятся недоступными. Результаты проверки появляются в личном кабинете спустя полмесяца после его проведения. За это время задания уже практически забыты. Поэтому во многих случаях школьник не в состоянии осознать свои ошибки и согласиться с адекватностью поставленных оценок. И вот совсем недавно ко мне пришло обращение на эту тему от учащихся Челябинской области.

- Да, в этом году было особенно много нареканий на процедуру апелляции...

- Конечно, ведь это подрывает доверие к качеству проверки и порождает множество необоснованных апелляций, которых бы могло не быть, имей школьник возможность заранее понять, в чем и как ошибся. В то же время, участник экзамена зачастую не может заметить реальные ошибки экспертов в оценке его работы. Кроме того, при этом практически невозможно опротестовать сбои автоматизированной проверки. Когда ученик идет на апелляцию, то получает только ксерокопию его бланка ответов без предоставления непосредственно вопросов и правильных ответов для сверки. В итоге была ли ошибка и в чем она заключалась - не понимает ни участник экзамена, ни члены конфликтной комиссии.

- А ошибки в проставлении баллов при оценивании ответов случаются?

- Конечно. Например, одну и ту же ошибку могут засчитать несколько раз. Или на ЕГЭ по физике или химии ребенок в ответе может дать не одну формулу, а несколько. Пусть все они были правильными, но ему могут зачесть это как ошибку. Или взять ЕГЭ по иностранным языкам. Языки — вещь крайне динамичная. А потому учитель, проверявший ответ, может не знать какого-то нового слова, употребленного ребенком, и зачитать ошибку, хотя никакой ошибки не было. Апелляция и дает возможность ребенку доказать свою правоту — например, принести справку из Лингвистического университета, что выражение использовано им в работе верно. Но власти делают все, чтобы свести количество апелляций к минимуму, а то и вовсе отбить охоту апеллировать у участников ЕГЭ.

- Каким образом?

- На это существует практика понижения, а не повышения баллов по итогам апелляции. Детей этим запугали настолько, что они попросту боятся подавать апелляции. Ну кто в самом деле в трезвом уме и здравой памяти рискнет это сделать, если в итоге балл будет не повышен, а понижен?! В итоге сложилась очень странная процедура апелляции. Такое впечатление, что за ней стоит попытка подловить ребенка на незнании, хотя задача апелляции совсем иная — выяснить, не была ли допущена ошибка при оценивании работы.

- И что Вы предлагаете?

- Обеспечить прозрачность и логичность процедур проверки результатов ЕГЭ и апелляции путем опубликования заданий ЕГЭ (КИМы) вместе с ответами и решениями в личном кабинете участника экзамена непосредственно после его завершения. А для начала — обсудить предлагаемые изменения на совместной комиссии, в которую вошли бы чиновники Министерства просвещения, эксперты и представители общественности.

- Минпросвещения как-то откликнулось на это предложение?

- Никакой реакции. Знаете, еще в свою бытность начальником Рособрнадзора нынешний глава министерства Сергей Кравцов был очень недоволен составом группы регуляторной гильотины, также поднимавшей тогда вопрос ЕГЭ. Нашу позицию определяла не любовь или нелюбовь к руководству Рособрнадзора, а существо вопроса. Но продуктивной совместной работы не получилось. И я боюсь, что министерство будет тянуть время и сейчас. Между тем, сколько уже загублено судеб людей, которые, не добрав один-единственный балл, не смогли поступить в вуз, о котором мечтали! А ведь наша цель — сделать все, чтобы ребята выучились, поступили на работу и трудились на благо государства, а не мыкались туда-сюда в поисках справедливости, а затем отчаялись и уехали из России. Необходимо, чтобы Минпросвещения пошло навстречу обществу и запустило процедуру улучшения ЕГЭ на благо всей стране!

 

Получать новости ежедневно на E-Mail
Получать новости еженедельно на E-Mail



Поделись в соц.сетях