← Вернуться назад

Денег в образовании все меньше, а отчетов все больше

10 июля 2020
Автор Марина РОСВУЗ

 На этой неделе думский комитет по образованию и науке попытался заслушать доклад правительства о состоянии дел в данной области в 2019 году. Однако то, что поведали два замминистра — просвещения и науки с высшем образованием — явно не дотягивало до правительственного уровня, констатировал глава комитета Вячеслав Никонов. «Прослеживается странная закономерность,- отметил он.- Объем таких докладов с каждым годом все больше, а смысла в них все меньше!»

Участники думских слушаний понимали: замглавы Минпросвещения Татьяна Васильева и замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев отчитывались о работе предшествующих министерств. И депутаты были готовы делать на это скидку. Однако качество отчетов их все равно не удовлетворило.

Особенно мало конкретики прозвучало в отчете Минпросвещения. А там, где конкретика все же была, она свидетельствовала не в пользу министерства. Так, ведомство, как явствовало из доклада Васильевой, намеревается завершить оснащение школы широкополосным интернетом и новым компьютерным оборудованием лишь в 2024 году. И это несмотря на то, что в условиях продолжающейся пандемии коронавируса и возможного возобновления режима дистанционного обучения это направление работы имеет первоочередное значение для отечественного общего образования. Да и президент, к слову сказать, дал поручение завершить этот процесс уже в 2021 году.

Ни слова не говорилось в министерском ответе и о током важнейшем аспекте работы школы, как обеспечение здоровья детей, и в том числе введения здоровьесберегающих образовательных технологий. Министерство попросту игнорирует это направление, что в принципе недопустимо в нынешней обстановке, подчеркнули депутаты.

Хуже того. Как выяснилось, в Минпросвещения вообще не в курсе, что средства, выделенные из федерального бюджета на горячее питание школьников, и не думают поступать в регионы, хотя 1 сентября, этот новый проект, которым так гордятся власти, должен заработать по всей стране. И перечень подобных огрехов в работе можно продолжить.

Минобрнауки, похоже, добился большего. Прежде всего, как уточнил Афанасьев, выделено дополнительное количество бюджетных мест в вузах, доля которых, как заверил чиновник, уже в этом году составит 60% от общего числа абитуриентов, «и  будет поддерживаться на этом уровне в ближайшие годы».

Расширилось представительство российских вузах на топ-позициях мировых лидеров образования. Сразу 17 российских университетов вошли в ведущие институциональные мировые рейтинги, а 40 — в предметные. В целом же, как подчеркнул Афанасьев, «признаки конкурентоспособности мирового уровня показывают сегодня 78 российских университетов». Правда, ни одного частного, к сожалению, в их число не вошло. А это означает, что равенство прав российских вузов, независимо от их формы собственности, по-прежнему остается в нашей стране чисто декларативным.

Уровень трудоустройства выпускников отечественных вузов составляет, по данным министерства. 78%, а в медицинской отрасли даже 98%. Однако работает по специальности гораздо меньшее число специалистов. Поэтому власти, дал понять Афанасьев, будут расширять практику целевой подготовки. С нового учебного года заключить договор о «целевке» можно будет не только перед 1-м курсом, как это происходит сейчас, но и на последующих, будь то 2-й, 3-й или даже 4-й. Это — значимое новшество в российской системе высшего образования.

Увы, в целом новшеств и прочего позитива в сфере отечественного образования оказалось немного, хотя винить в этом лишь Минпросвещеия и Минобрнауки было бы несправедливо:

«В России на образование выделяется лишь 3,6% ВВП. А в странах ОЭСР, с которыми мы любим себя сравнивать — 4,7%,- заявил первый зампред комитета Олег Смолин.- Не удивительно, что у нас сложился дефицит учителей, который может достигать 25%. Он покрывается исключительно за счет чудовищных перегрузок педагогов. Официальная же статистика не отражает истинного положения дел. А самоотравление властей недостоверными данными крайне опасно!»

«Да, именно из-за колоссального недофинансирования люди у нас и не идут в науку и образование,- подытожил Никонов.- Это беда! А отсюда — и утечка мозгов. Дошло до того, что за границей сейчас работает уже больше наших ученых, чем осталось здесь!»

 

Получать новости ежедневно на E-Mail
Получать новости еженедельно на E-Mail



Поделись в соц.сетях