← Вернуться назад

Чего образование ждет от новых министров

7 февраля 2020
Автор Марина РОСВУЗ

Новая команда руководителей — всегда шанс на новые, более успешные траектории развития предприятия, отрасли или даже целой страны. Идеи образовательного сообщества о том, чего главным образом оно ждет от новых глав Минпросвещения и Минобрнауки, суммировал для РОСВУЗа омбудсмен по вопросам образования Амет ВОЛОДАРСКИЙ.

Новый министр науки и образования Валерий Фальков для вузовского сообщества свой: много лет он возглавлял Тюменский госуниверситет, а потому ситуацию в системе высшего образования и чаяния людей, которые там работают, знает не по наслышке. Все это служит для профессионального сообщества залогом того, что главные, самые неотложные вопросы наконец-то будут решаться. И прежде всего в этой сявзи вузы ожидают, что новый глава Минобрнауки примет их сторону в принципиальном вопросе об отмене госаккредитации.

Другое предложение образовательного сообщества — мораторий на проведение аккредитации в рамках действия регуляторной гильотины. «Дайте вузам передышку от всяческих ненужных и притом бесконечно изматывающих проверок!»- требуют члены сообщества. Да и вообще, институт аккредитации как таковой давно устарел, подчеркивают они.

Нужно срочно решать и вопрос со ФГОСом — Федеральным государственным образовательным стандартом для системы высшего образования. Вузы пора от него освободить, ведь в современном мире развитие науки идет так быстро, что стандарты устаревают еще до утверждения их чиновниками. Подтверждением тому служит постоянно растущая система корпоративных университетов, вынужденных доводить до ума выпускников вузов, пришедших на первое место работы.

При этом последнее, подчеркнул Володарский, «происходит вовсе не потому, что бизнесу некуда девать время и деньги. Все дело в том, что компании не в состоянии договориться с вузами по поводу того, какие специалисты им нужны. И никакой вины ректоров здесь нет: выстроить учебную программу так, чтобы удовлетворить запросы экономики, вузам не позволяет ФГОС!»

Правда, ФГОСы заложены во все отечественное законодательство, связанное с образованием, и даже в Основной закон страны. Но образовательное сообщество уже придумало, как избавить высшее образование от созданных ими пут, избежав бесконечных поправок к законам: достаточно «отвязать» ФГОСы от содержания образования, «привязав» их к образовательным уровням и превратив в перечень требований к выпускникам этих уровней. Скажем, выпускник бакалавриата должен уметь то-то и то-то, а магистратуры — тот-то и то-то. И все это также предлагается сделать в рамках регуляторной гильотины - благо, такую возможность сейчас имеется.

Наконец, образовательное сообщество считает необходимым восстановление системы региональных вузов, и в том числе путем открытия их на региональном же уровне. Главное только, предупреждают они, чтобы в этот процесс не вклинился Рособрнадзор.

Действительно, именно регионы в первую очередь пострадали от сокращений высших учебных заведений (всего за последние 5-6 лет число вузов и филиалов более чем вдвое — с 2,5 тыс. до менее чем 1 тыс.). И это несмотря на то, что вузы и филиалы вплоть до своего закрытия служили региональным властям своеобразными спасательными кругами, позволявшими удержать дома молодежь. Когда же поступать на малой родине стало некуда, абитуриенты устремились в столичные города, где, получив дипломы, а затем и работу, остались навсегда.

Пора положить этому конец, поскольку иначе в России останется лишь 7-8 городов, тогда как вся остальная территория опустеет. Причем, как раз об этом, кстати, говорил на последнем совместном заседании президиума Госсовета и Совета по науке и образованию Владимир Путин.

Что касается нового министра просвещения Сергея Кравцова, то он пересел в это кресло из кресла главы Рособрнадзора. Контрольно-надзорная функция в его прежнем ведомстве являлась основной. А отсюда, надо думать, и риторика, которой пользовался этот высокопоставленный чиновник. Но на посту министра эта риторика должна измениться, считают представители образовательного сообщества. Ведь главное, чем должен заниматься сейчас Кравцов — не тотальный надзор, а забота о развитии системы образования. На это и надо ориентироваться.

Есть у профессионального сообщества и еще одно пожелание: оставить в покое тему школьных ФГОСов хотя бы лет на десять, дав возможность школе получить и проанализировать результаты введения их последней версии.

Хочется верить, что все эти пожелания сбудутся!

 

Получать новости ежедневно на E-Mail
Получать новости еженедельно на E-Mail



Поделись в соц.сетях