← Вернуться назад

Нужны ли преподавателям вузов свои психологи?

15 ноября 2019
Автор Марина РОСВУЗ

Всю последнюю неделю образовательное сообщество, и особенно высшая школа, пребывают в шоке. Его вызвала информация о доценте-историке Санкт-Петербургского госуниверситета Олеге Соколове, застрелившем аспирантку того же вуза Анастасию Ещенко, а затем расчленившем ее тело с целью сокрытия преступления. Под впечатлением этого преступления депутат Государственной Думы Василий Власов даже вышел с предложением организовать в вузах работу специализированных психологов для преподавателей. Однако специалисты заверили РОСВУЗ, что эта идея «противоречит принципам психологической помощи».

Содеянное Соколовым лежит за гранью добра и зла и кажется сошедшим со страниц триллера. Ночью 8 ноября 63-летний инициатор исторической реконструкции эпохи наполеоновских войн начала XIX века и доцент исторического факультета СпбГУ, впрочем, теперь уже бывший, застрелил 24-летнюю Ещенко во сне. Труп девушки пролежал в его квартире сутки, и все это время Соколов жил рядом с ним своей обычной, рутинной жизнью и успел даже принять дома гостей.

Следующей ночью он решил избавиться от тела. Купил пилу, расчленил труп, а затем стал по частям выносить его из дома. Свой страшный груз он решил утопить. Однако не рассчитал своих сил и 9 ноября был выловлен из Мойки с признаками переохлаждения. По некоторым данным, убийца попал в ледяную воду случайно, так как «для храбрости» выпил спиртного и из-за этого свалился в реку. По другой информации, спрыгнул туда сам, поскольку сброшенная сумка с частями тела Ещенко не хотела тонуть и упорно всплывала. Но сути дела это не меняет. Соколова достали из воды и именно тогда у него и нашли рюкзак с отрубленными женскими руками, а дома — другие части тела возлюбленной.

Свою вину в суде Соколов признал полностью. Как сообщают местные СМИ, причиной убийства могла стать неприязнь Ещенко к его детям, однако эта версия пока не является окончательной. В любом случае Новый год теперь доцент-расчленитель встретит в тюремном заключении. Тем временем на воле его страшное преступление вызвало не только пересуды, но и ряд неожиданных инициатив.

Депутат Госдумы Василий Власов поспешил выйти в Минобрнауки с предложением организовать в вузах работу специализированных психологов для преподавателей: «Считаю необходимым обязательное наличие в учебных заведениях отдельного специализированного психолога для преподавателей в целях психологической поддержки и предотвращения возможных чрезвычайных ситуаций»,- написал он в докладной на имя министра.

В России, по словам Власова, участились случаи физического и психологического насилия со стороны преподавателей по отношению к своим ученикам — чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в интернет, причем, это происходит не только в колах и колледжах, но и в вузах, отметил он: «Ситуация, произошедшая с доцентом из СПбГУ Соколовым, это лишь подтверждает. Всё это говорит о необходимости системной работы, а именно психологической поддержки преподавательского состава в учебных заведениях. Многие преподаватели очень часто жалуются на сложность своей работы и чувство постоянного стресса».

Преподавательская деятельность, подчеркивает депутат, «является одной из важнейших для нашей страны - от правильности воспитания молодого поколения напрямую зависит ее будущее». А потому, дескать, педагогам нужны свои, штатные психологи. Однако специалисты с этим утверждением не согласны:

«Специализированный психолог для профессорско-преподавательского состава вузов – это некоторый нонсенс, который противоречит принципам психологической помощи,- говорится в предоставленном РОСВУЗу заключении экспертов Московского государственного психолого-педагогического университета Дворянчикова, Делибалта и Богданивича.- Психологическая помощь – это добровольный процесс. Другой вопрос, что должна развиваться психологическая служба в вузах, которая является частью психологической службы системы образования. Но эта служба должна быть доступна для всех участников образовательного процесса – и преподавателей, и студентов, должна быть независимой от внутрикорпоративных течений, ее цель – именно оказание помощи тем субъектам образования, которые в ней нуждаются. Такая служба должна быть многопрофильной, в состав которой должны входить не только психологи-консультанты, но и психотерапевты, клинические психологи, ее штат должен быть соотнесен с количеством контингента студентов и профессорско-преподавательского состава. В этом случае можно говорить о том, что будут отслеживаться группы риска (в т.ч. и широкий спектр дезадаптивных состояний (пресуицидальных, кризисных и иных)), разрабатываться и реализовываться различные профилактические программы и мероприятия. Такая служба актуальна и для студентов, и для преподавателей. Последние также испытывают достаточно серьезные перегрузки в случае, если выполняют свою преподавательскую нагрузку на полную ставку. А это серьезный фактор эмоционального и профессионального выгорания. Психологическая служба вуза могла бы решать эти и иные сложные задачи (психопрофилактика и диагностика рисков дезадаптивных состояний, их мониторинг, психологическое консультирование, психокоррекционные мероприятия, интенсивное психологическое сопровождение участников образовательного процесса в высшей школе)».

 

Получать новости ежедневно на E-Mail
Получать новости еженедельно на E-Mail



Поделись в соц.сетях