7 февраля в одном из самых прекрасных мест Москвы - Колонном зале - прошел Профессорский форум, организованный общественной организацией «Российское профессорское собрание», появившейся в нашей стране два года назад и объединившей более 5 тыс. профессоров. На форуме собрались представители почти 200 университетов и научно-исследовательских институтов страны, а обсужденные ими вопросы поражают разнообразием и значимостью для дальнейшего развития отечественных образования и науки. Тут и «подводные камни» перехода на онлайн-обучение; и новая парадигма аккредитации университетов; и желательный уровень изучения иностранных языков в нашей стране; и проблема научных публикаций; и многое, многое другое. Но расскажем обо всем по порядку.
Прежде всего, как явствует из горячих обсуждений на форуме, отечественная профессура как огня боится развития онлайн-образования. И дело не столько в технической отсталости возрастных профессоров, сколько... в их страхе потерять работу. Данные опасения, надо признать, не вполне беспочвенны. Особенно, в региональных вузах, пусть и вполне приличных, но не входящих в число супербрендовых: кто, в самом деле, потащится к первой паре слушать рядового профессора, если, не сходя со своего дивана можно попасть на онлайн-лекцию знаменитости мирового класса?! И этот аспект проблемы обязательно надо иметь в виду реформаторам отечественного высшего образования.
Любопытные идеи были также высказаны по двум столь разным поводам, как «Арктический плавучий университет» и слабая естественно-научная подготовка отечественных юристов. Идею возобновить практику плавучих университетов, возникших еще в 1980-е под эгидой ЮНЕСКО, участники форума объяснили тем, что такой отечественный вуз, наверняка, станет фактором «мягкой силы», чего в сложившейся обстановке так не хватает России. Что же касается наших юристов, то математика, по мнению участников форума, явно пойдет им на пользу как «царица наук», «причесывающая мозги» специалистам в любых сферах, и особенно в тех, где, как в юридических науках, остро требуется логическое мышление.
Не менее парадоксальна, но столь же заслуживающая внимания идея, что «не знать иностранных языков — не патриотично». Действительно, пришло время ломать старые стереотипы, представляющие граждан нашей страны мрачными, безъязыкими субъектами. Да и практическая польза от знания иностранных языков в современном мире велика. Так что будем усиленно изучать английский!
Кстати, о патриотизме. Нельзя не согласиться и с высказанным профессорами убеждением, что их вклад в науку с образованием нашей страны нельзя оценивать по объемам публикаций в зарубежной периодике. Особенно, если речь идет о гуманитариях, чья сфера профессиональных интересов никак не вписывается в круг интересов их зарубежных коллег. Например, специалистов по русскому средневековью. Или по какому-нибудь церковно-славянскому языку, не говоря о национальных языках нашей необъятной страны. Что, в самом деле, прикажете делать им?
Прозвучала на форуме и информация об активной подготовке к проведению съезда частных образовательных учреждений страны, которое обещает быть важнейшим мероприятием в ближайшей образовательной повестке дня. Вопрос о состоянии частного образования в России впервые с этого года войдет и в ежегодный доклад Бориса Титова о деловой сфере нашей страны.
Большое внимание участников привлекла критика, высказанная профессором Сергеем Бабуриным в адрес Национального исследовательского института — Высшая школа экономики: «Всему, что делает ВШЭ,- подчеркнул он,- нужно присваивать гриф “Деятельность во вред государству”.- Мне даже кажется, что если ректор этого вуза Кузьминов скажет переходить улицу на зеленый свет, то и тогда в его словах будет крыться какой-то подвох. И я, скорее всего, приторможу».
Серьезное разочарование собравшихся вызвало и решение нового министерства науки и высшего образования не вносить принципиальных изменений в нынешнюю процедуру госаккредитации вузов, неоднократно подвергавшуюся критике образовательного сообщества.
«Функции Рособрнадзора должны быть консультативными, а не палаческими,- высказал РОСВУЗу общую позицию один из участников обсуждения, омбудсмен в сфере образования при президентском уполномоченном по защите прав предпринимателей Амет Володарский.- К примеру, я бы предложил Рособрнадзору взять под свое крыло методические центры в регионах и через них предоставлять необходимые вузам консультации, тем самым превратившись из ведомства со знаком минус в ведомство со знаком плюс. Пора не ломать образование, а выстроить образовательную политику так, чтобы оно активно помогало переходу страны в экономику знаний. Однако на практике я вижу, что и сотрудники Рособрнадзора, и замминистра новых министерств не считают такие перемены необходимыми. Минобрнауки не готово заменить государственную аккредитацию общественно-профессиональной, а лишь согласилось ознакомиться с результатами последней, но без какого бы то ни было влияния на результаты госаккредитации. Как будто решетку пытаются украсить выросшим рядом цветком.