← Вернуться назад

Итоги образовательной сессии в рамках юбилейного Х Гайдаровского форума: Частный сектор в загоне

21 января 2019
Автор Марина РОСВУЗ

России нужна комплексная стратегия развития образования и механизм координации усилий всех участников учебного процесса.  К такому выводу пришли участники дискуссии «Зачем государству школа, а школе государство?», организованной в рамках Х Гайдаровского форума. Все также согласились, что значительный вклад в решение сложной задачи развития школьного образования уже сейчас вносят негосударственные участники этой сферы и, по-хорошему, их надо бы всячески поощрять к расширению этого вклада. Однако столь же несомненно другое: угроза вытеснения из сферы школьного образования необходимых ей частных инвестиций в нашей стране нарастает год от года. И это уже ощущают потребители образовательных услуг.

Роль государства в сфере образования эксперты, как оказалось, (а Гайдаровский форум традиционно собирает лучших из лучших)  видят по-разному. К примеру, по оценке научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ Исака Фрумина, роль государства только возрастает, поскольку в наших условиях – при наличии нескольких десятков тысяч сильно отличающихся друг от друга школ и стремительности происходящих изменений - именно оно может выполнять модернизационную функцию в образовании - «быть своего рода первым европейцем». Другие эксперты, напротив, предложили рассмотреть ситуацию, когда государство ограничивает свое вмешательство в образовательный процесс.

Между тем, президент Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов не исключает, что некоторым ведущим школам, например, частным предуниверсариумам, «государство могло бы довериться и дать им возможность поэкспериментировать, чтобы получить новые образцы организации школьного образования». А вот директор Центра образования «Царицыно» №548 Ефим Рачевский уверен: «Госзаказ должен быть, без него не получить субсидию. Но у меня как у директора школы одна просьба: дайте субсидию и больше не приставайте, оценивайте мою работу по результату, - свобода в обмен на результат. Школа должна спокойно заниматься «обогащением руды»!»

С последним фактически согласна и президентский советник Александра Левицкая: «Школа должна быть гибкой, чтобы помочь раскрыть каждого ребенка»,- не сомневается она. Но где это делается лучше — в многотысячных государственных образовательных комплексах, подавляющее большинство педагогов и учащихся которых не знают друг друга даже в лицо, или в компактных частных школах с классами по 15 человек?

Ответ, думается, очевиден. Между тем, государство не только не поддерживает частные образовательные учреждения, но, кажется, напротив, делает все, чтобы максимально отравить им жизнь: лишает бюджетных дотаций, выкатывает арендные и прочие счета наравне с какими-нибудь казино. А уж что творится с аккредитацией и лицензированием «частников»...

И вот итог: «Наш сын ходит в частную школу,- поделилась с РОСВУЗом мать шестиклассника Елена.- Конечно, условия обучения и качество образования там несравнимы с тем, как учат детей в госшколах. Но цены растут постоянно, и все родители знают, что не по вине владельцев. Своими мерами государство буквально вынуждает их начислять в оплату все более крупные суммы. И скоро, боюсь, наступит момент, когда многим из нас придется из-за этого переводиться в обычные школы. Мы просто в шоке! А что делать — не знаем!»

На Гайдаровской форуме также отмечалось: «Значительный вклад в решение сложной задачи развития школьного образования уже сейчас вносят негосударственные участники этой сферы». Вот и корпорация «Российский учебник», по словам гендиректора  Александра Брычкина, «находится в постоянном контакте с более чем 300 тыс. преподавателей, создала действительно эффективную корпоративную систему повышения квалификации педагогов. Мы также прекрасно понимаем, насколько сегодня загружен учитель, поэтому разработали доступные для него в любое время сервисы, помогающие, в частности, сократить временные затраты на подготовку к уроку, эффективнее проверять усвоение материала, оценить успеваемость. Кроме того, мы регулярно проводим исследования, позволяющие модернизировать процесс управления содержанием и качеством образования».

«Но к сожалению,- констатировал он, - существует угроза вытеснения из сферы школьного образования необходимых ей частных инвестиций. В частности, - в результате усиления монополизации рынка учебников. Так, 28 декабря прошлого года приказом Министра просвещения был утвержден новый федеральный перечень учебников, который доводит степень монополизации госзаказа до 80% или более. Но монополия означает отказ от конкуренции и, соответственно, снижает стимулы для инвестирования». В полной мере этот тезис относится и к монополии государственного образования как такового.

 

Получать новости ежедневно на E-Mail
Получать новости еженедельно на E-Mail



Поделись в соц.сетях