← Вернуться назад

Педагогическая «горизонталь» наткнулась на жесткую «вертикаль»

17 декабря 2018
Автор Марина РОСВУЗ

Намерение властей встроить школу и учителя в «жесткую вертикаль», включая возвращение в Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) жестко закрепленного перечня тем по всем предметам, вызвало неоднозначную реакцию учительского сообщества. Кто-то поспешил публично зачитать по бумажке слова «горячего одобрения». Но многих из тех, для кого обучение детей неотделимо от творческого процесса, возникшая перспектива сильно огорчила, чтобы не сказать, напугала. Своей озабоченностью они поделились с РОСВУЗом. Правда, только на условиях анонимности: «жесткая вертикаль» к полной откровенности не располагает.

Светлана, учитель физики:

«Ну сколько можно корежить процесс обучения в школе! Каждые пять лет — революция, ломающая все «до основанья, а затем»... новая революция. Вначале от тотальной советской зарегламентированности всего и вся - идеологии,  методологии и содержания образования — к полной свободе учить чему и как считаешь нужным. Главное, и это было закреплено в недавно принятом ФГОС, чтобы на выходе из школы каждый ребенок овладел определенными компетенциями — умениями применять полученные знания на практике. К примеру, не просто вызубрить к экзамену (и тут же забыть!) законы Ома, а четко понимать, «откуда берется» ток в розетке, как действует электрическая цепь дома или в офисе и что с ней можно делать, а что нельзя. По каким учебникам, пособиям, программам или на основании каких практических опытов учить этой премудрости, решали школа и учитель. И это правильно! Дети не то, что в каждом учебном заведении, а в каждом классе  особенные, не похожие на миллионы своих сверстников в других школах и классах, а, значит, и подход к ним должен быть индивидуальным. А кто может «уловить» эту индивидуальность в каждом конкретном случае? Министр? Региональный чиновник от образования? Конечно же, только учитель! Да, это очень большой труд, возможно, не всем посильный. Но речь-то идет о воспитании будущих поколений граждан нашей страны активными, компетентными и готовыми к жизни людьми!

С появлением нового ФГОСа учительство потихоньку стало втягиваться в решение этой важнейшей задачи. А теперь «сверху» опять все это ломают «в ноль» и возвращают всеобщее обучение по единому шаблону. Что же, значит, стране снова нужны «массы», а не десятки миллионов творческих, ответственных и активных  индивидуальностей? Увы, идея встроить школу в «жесткую вертикаль» подтверждает эти опасения. Что же касается преподавания конкретных предметов, то, не знаю, как обстоит дело у коллег, а требования к освоению физики в новой редакции ФГОС оказались заметно выхолощенными».

Ольга, учитель истории и обществознания:

«Закрепление во ФГОС единых и обязательных для всех программ обучения — решение неудачное, а, судя по другим изменениям стандарта, и крайне опасное. Буду говорить о своем предмете. Курс обществознания — крайне сложный для усвоения ребенком и при этом крайне востребованный, ведь ЕГЭ по этому предмету требуется для поступления в подавляющее большинство вузов. При таком раскладе, чтобы работать эффективно, учитель должен иметь максимальную свободу в построении программ. А их теперь будет диктовать новый ФГОС. При этом одновременно из стандарта предлагается исключить такие основополагающие понятия, как, скажем, «гражданское общество». Но ведь именно оно является основой общественного контроля в демократическом государстве! Заодно из дисциплины «Обществознание» предлагается изъять такую цель приобретения знаний и умений, как определение собственной позиции в общественной жизни, а также формирование основ правосознания, навыков критического осмысления социально значимой информации и развитие социального кругозора в целом. Кого же, спрашивается, будет взращивать наша школа?»

Анна, учитель русского языка и литературы:

«Ну, дожили! Встроенная в «единую вертикаль», наша школа снова будет от Камчатки до Калининграда единовременно «проходить» (ненавижу это словечко!), условно говоря, «Мать» Горького в объеме 4 часов. Авторским программам учителей, воспитанию у ребят вкуса к чтению и обсуждению прочитанного на основе любимых произведений приходит конец. Вместо этого — единообразная казенщина. Причем, из ФГОСа исключаются многие  предметные результаты освоения основной образовательной программы, остро — другого слова не подберу - необходимые для полноценного развития школьника. К примеру, из дисциплины «Русский язык» для старшеклассников предлагается убрать умение участвовать в диалоге и дискуссии, выделять ключевые понятия, оценивать аргументы противника. А из задач преподавания этого предмета в началке - такая важная вещь, как формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Ну в самом деле, зачем нам культура?!»

 

 

Получать новости ежедневно на E-Mail
Получать новости еженедельно на E-Mail



Поделись в соц.сетях