← Вернуться назад

Итоги ВПР и НИКО, прошедших весной 2018 года, вызывают сомнения, но этих работ напишут больше

13 июля 2018
Автор Марина РОСВУЗ

Как уточнили РОСВУЗу в Рособрнадзоре, Всероссийские проверочные работы (ВПР) весной 2018 года проводились для учащихся 4-х, 5-х, 6-х, 10-х и 11-х классов. Их участниками стали более 4,7 млн школьников из 40,5 тыс. школ всех регионов России. Всего в течение марта-мая ими было написано более 16 млн проверочных работ по различным предметам. И некоторых их оценки, как оказалось, вызывают серьезные вопросы.

 «Это самая массовая оценочная процедура в образовании на сегодняшний день. В следующем году в режиме апробации добавятся 7-е и 8-е классы», - сообщил замглавы ведомства Анзор Музаев. Но в то же время, как признал чиновник, остается актуальной проблема объективности проведения ВПР. Так что сейчас «самая основная задача - вывести эту процедуру на объективные результаты».

Действительно, как уточнил директор Федерального института оценки качества образования Сергей Станченко, признаки необъективности проведения ВПР выявлены в 2705 школах (в 2017 году – в 3116 школах), причем в 775 школах ВПР прошли необъективно второй год подряд. Там, где на ВПР использовались различные меры контроля (например, видеонаблюдение, присутствие наблюдателей, проверка работ на региональном уровне), результаты оказались более объективными. В остальных с объективностью было выявлено больше проблем. Поэтому в этом году список школ, необъективно проводящих ВПР, будет направлен в регионы и опубликован, а методики выявления школ с необъективными результатами будут развиваться.

В следующем году к участникам Всероссийских проверочных работ добавятся семиклассники (им предстоит написать проверочные работы по иностранному языку, обществознанию, русскому языку, биологии, математике, географии, физике и истории) и восьмиклассники (проверочные работы по обществознанию, биологии, физике, географии, математике, русскому языку, истории и химии). Таким образом, «на будущий год уже будет около 7 млн участников», - пообещал Станченко.

Для 4-х классов в расписании ВПР на 2019 год в порядке эксперимента будут предусмотрены плавающие даты проведения проверочных работ: школа сможет сама выбрать удобную дату и время в течение отведенной недели. Работы будут формироваться для каждой школы индивидуально из банка заданий при помощи автоматизированных методов. В дальнейшем же есть идея выдавать школам индивидуальные карты по каждому ребенку с перечислением проблем, выявленных при выполнении данным школьником ВПР. Также для школ будут созданы курсы по анализу и использованию результатов ВПР и других оценочных процедур для повышения качества образования, где можно будет получить помощь в организации таких процессов.

Станченко рассказал также о результатах национального исследования качества образования (НИКО) по литературе и мировой художественной культуре (МХК), которое проводилось в апреле 2018 года среди учащихся 6-х и 8-х классов. Культурный уровень наших школьников, выявленный данным исследованием, увы, не радуют: «Результаты исследования по МХК крайне низкие», - констатировал Станченко. Так, только 60% шестиклассников и 9% восьмиклассников смогли определить вид искусства (скульптура, живопись и т.д.) по изображению, а назвать и правильно соотнесли памятник культуры с определенной эпохой - только 47% и 32% соответственно.

В рамках НИКО по литературе проверялась читательская грамотность и умение анализировать произведения. И то, что получилось в итоге, также особо не порадовало: «Тоже результаты относительно низкие, развития мы тут не видим, а видим даже лёгкое снижение результатов к 8 классу. Общие результаты достаточно средние», - констатировал Сергей Станченко. Успешно раскрыть смысл слова или словосочетания в контексте литературного произведения смогли только по 26% учащихся 6-х и 8-х классов, сопоставить произведения по заданному направлению анализа - 75% участников НИКО из 6-х классов и 66% - из 8-х классов, написать краткое сочинение с опорой на литературный текст – 74% и 62% соответственно.

С выявленными болевыми точками надо активно работать. Однако серьезным препятствием на пути решения проблемы является стремление целого ряда школ скрыть их.

 

Получать новости ежедневно на E-Mail
Получать новости еженедельно на E-Mail



Поделись в соц.сетях