← Вернуться назад

Экономику высшего образования изменят МООС

13 октября 2017
Автор Марина РОСВУЗ

Цифровые технологии трансформируют университеты, и руководители вузов должны быть не сторонними наблюдателями, а активными участниками этого процесса. Важна и регулирующая роль государства, которое, с одной стороны, должно снимать барьеры на пути внедрения онлайн-образования, с другой — учитывать возможные риски. Об этом на международной конференции eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2017, организованная Высшей школой экономики и глобальной платформой онлайн-обучения Coursera, заявил замдиректора департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки Владимир Тимонин.

Появление массовых открытых онлайн-курсов (МООС) было воспринято многими участниками образовательного сообщества как революция, причем с опасными для университетов последствиями, напомнил директор по развитию бизнеса Coursera Никил Синха.. Они опасались, что онлайн-обучение постепенно выдавит традиционные вузы с рынка образования, но эти страхи оказались преувеличенными. Сейчас МООС все больше интегрируются в образовательный процесс, позволяя университетам преодолевать географические ограничения и охватывать новую аудиторию слушателей, а значит, и потенциальных студентов. Онлайн-технологии делают качественное образование доступнее для населения.

Следующим шагом в развитии МООС станет персонализация онлайн-обучения. Сейчас технологии big data и искусственного интеллекта успешно применяются в медицине, позволяя подбирать именно то лечение, которое необходимо конкретному пациенту. То же самое должно происходить и в онлайн-образовании. «Нам нужно понимать учащихся на платформе и наш контент лучше, чем мы это делаем сейчас, и над этим мы работаем», — отметил представитель Coursera.

В итоге МООС могут изменить экономику высшего образования,  т.к. внедрение онлайн-курсов может быть выгодным для вузов с финансовой точки зрения, отметил ректор «Вышки» Ярослав Кузьминов. Стоимость создания онлайн-курсов в российской системе составляет от 500 тыс. до 1 млн рублей, стоимость их поддержания (а вуз должен иметь инфраструктуру для постоянного обновления онлайн-курсов) — до 200 тыс. в год. При этом возможно заключение сетевых соглашений между вузами-провайдерами и вузами-реципиентами онлайн-курсов,  полагает ректор. Впрочем, для реализации этих идей нужны решения на уровне государства и прежде всего нужна законность оплаты МООС в рамках сетевых соглашений за счет бюджетных субсидий, признал он. 

 

Получать новости ежедневно на E-Mail
Получать новости еженедельно на E-Mail



Поделись в соц.сетях