Основой программы «Сообщество» является программа «Шаг за шагом» — международный проект, написанный коллективом авторов «Центра международных детских программ» на основе идей Л.С.Выготского, Э.Эриксона и Ж.Пиаже.
Цель программы «Сообщество» — заложить личностные качества, развитие таких способностей у ребенка, которые были бы востребованы в быстро меняющемся мире.
Особенности программы:
В основе программы лежит теория развития, где развитие — объективный процесс количественных и качественных изменений психики, происходящий во времени.
В основе Программы лежит твердое убеждение в том, что ребенок обучается не тогда, когда он что-то повторяет за взрослым, а когда он непосредственно вовлечен в процесс познания; что дети строят свои собственные знания о мире, опираясь на свой личный опыт и непосредственное взаимодействие с предметами, веществами и явлениями окружающего мира. Поэтому в группах создается продуманная предметно — развивающая среда, побуждающая детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Все оборудование и материалы размещаются в так называемых «центрах активности», основные из них — Искусство, Наука и Природа, Песок и Вода, Литература, Драматизация, Строительство, Кулинария, Манипулятивные игры. В этих центрах ребенок может заниматься самыми разнообразными видами деятельности. Очень важно, что ребенок имеет возможность сделать свой собственный выбор, в каком центре и чем и с кем именно ему заниматься. Самостоятельная творческая деятельность ребенка рассматривается как условие и средство его полноценного развития. Роль воспитателей заключается в том, чтобы ставить перед каждым ребенком и перед группой подходящие цели, учитывая интересы, способности и потребности каждого. Задания в центрах подобраны таким образом, что каждому ребенку был гарантирован успех.
Одной из сильных сторон Программы является полноправное участие семьи в жизни ребенка в детском саду. Родители и педагоги рассматриваются как партнеры, постоянно общаются, информируют друг друга о достижениях и проблемах ребенка. На первый план выходят принятие и уважение уже сложившихся отношений ребенка в семье, обеспечение преемственности воспитания «семья — детский сад» за счет участия всех членов семьи во всех аспектах Программы. Родители приглашаются в группу для участия в играх и занятиях с детьми.
Содержание программы:
В образовательную программу детского сада включена система мероприятий, направленных на создание условий для развития всех сфер личности ребенка.
Социально – эмоциональное развитие:
- развитие самосознания и самооценки (кто я, что я хочу, люблю, умею);
- усвоение правил и норм поведения среди сверстников и взрослых;
- развитие активности, самостоятельности;
- развитие навыков самопрезентации;
- развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми.
Интеллектуальное развитие:
- развитие психических процессов — восприятия, внимания, памяти, воображения;
- развитие познавательных и интеллектуальных умений (обследовательские действия, операции сравнения, сортировки, классификации, обобщения, логические действия);
- формирование системных знаний об окружающем мире;
- развитие познавательного интереса.
Развитие речи:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие активного словаря;
- развитие диалогической и монологической связной речи.
Развитие творческих способностей:
- развитие интереса к творческим видам деятельности;
- развитие умения выражать свои идеи и чувства различными средствами;
- формирование умения проявлять оригинальность в выражении мыслей и реализации задуманного;
- развитие умения решать проблемы.
Физическое развитие:
- развитие крупной и тонкой моторики;
- развитие координации движений;
- формирование навыков гигиены и здорового образа жизни.
Развитие учебных навыков:
- предграмоты и чтения (звуковой состав слова, послоговое или слитное чтение);
- владения элементарными математическими представлениями ;
- счетной деятельности.