Для создания благоприятной среды, способствующей активному развитию ребенка, важное значение придается художественному оформлению и правильной организации пространства. Малыши еще только учатся различать полезное и вредное, поэтому обстановка в группе, включая мебель, предметы, игрушки, должна быть безопасной, нести в себе атмосферу тепла и заботы о ребенке, о его физическом здоровье и душевном равновесии. В цветовом оформлении интерьера преобладает теплая, «сол-нечная» гамма – красно-розовые и желто-оранжевые цвета. Углы в комнате по воз-можности убираются, например, с помощью драпировки или мебели. Материалы, с ко-торыми соприкасаются дети во время игры – натуральные и теплые (деревянный пол, ковер, обшитая деревом часть стены).
Бо'льшая часть мебели и предметов быта в вальдорфском детском саду много-функциональны и используются детьми в свободной игре. Это, прежде всего, столы, скамейки и стулья, нужные детям для больших построек. Для масштабного строительства детям также нужны деревянные стойки, ширмы, хорошо обструганные доски разных размеров, большие лоскуты ткани, покрывала, шнуры, мешочки с песком. Стойки и ширмы могут быть разного размера, но непременно легкие и переносные
Во время игры дети часто наряжаются, для чего необходимо иметь платки разного размера, головные повязки, пояса, плетеные шнуры. В каждой вальдорфской группе есть место, где находятся игрушки из природных материалов – чурбачки, поленья, продольные срезы стволов деревьев (обычно березы), просто спилы веток и стволов различной длины и толщины и другой подобный «строительный материал». Здесь же, на деревянных полках, стоят корзинки со «всякой всячиной», также подходящей для игры – желуди, каштаны, корни, куски коры, камни, ракушки, шишки, плоды, раскра-шенная в различные цвета ткань, нитки, клубки пряденой и простой не пряденой шерсти.
Важно, чтобы игрушки находились на определенных местах, а само их расположение побуждало бы ребенка к творческой игре. Как обустроить каждую из частей комнаты, решает воспитатель, учитывая архитектурные особенности помещения, количество детей в группе и их возраст.
Традиционно в группе отводится постоянное место для небольшой кухни и стола времен года (природного уголка). В кухне обязательно должна быть раковина и электрическая печь и плита приготовления простых блюд. Для трапезы используются самотканые скатерти и салфетки из натуральных тканей. Дети садятся за большой общий стол. Красивая и правильная сервировка стола обязательна, и не только в праздники.
На столе времен года формируется композиция из предметов, соответствующих особенностям данного времени года и конкретной эпохи. Это могут быть камни, мине-ралы, растения (например, снопик засушенных колосков или каких-либо других зла-ковых), фрукты, овощи, открытки, картины, игрушки и т.д. Сменяется период (эпоха) – на столе времен года формируется новая композиция. Это очень помогает детям наблюдать за происходящим в природе и за деятельностью человека в этот отрезок времени. Составление таких композиций – один из способов формирования у малышей целостной, взаимосвязанной картины мира. Природным уголком может быть небольшой столик, полка или даже часть стены.
Большое значение в группе имеет просто обставленный торговый уголок. Достаточное количество хорошо очищенных плодовых косточек, желуди, каштаны – это товары. Деревянные лопатки, ложки, маленькие корзинки и чашки используются для расфасовки товаров. Здесь дети учатся тому, как следует брать и давать, просить о чем-то и бла-годарить, то есть через игровую форму приобретают опыт социальных отношений.
В вальдорфской педагогике не приняты игрушки правильной геометрической формы или полностью сформированным образом. Часто игрушки имеют только «намеки» на ос-новные признаки характера, чтобы детская фантазия могла «основательно потру-диться». Например, на вальдорфских куклах отсутствуют глаза, нос, рот. Малышу не на-вязывается внешний облик куклы. Он «дорисовывает» облик куклы собственной фан-тазией. По исполнению бывают узелковые, вязаные, скалочные, валяные из шерсти, сшитые куклы, куклы из дерева, соломы, лыка.
В группе есть также игрушки, сформированные более откровенно – вырезанные из дерева овечки, козы, коровы, лошади, поросята, а также традиционная хохломская и богородская игрушка.
Особую теплоту излучают игрушки, сделанные своими руками – сшитые или выре-занные родителями под руководством воспитателей на совместных родительских вечерах, или изготовленные учениками вальдорфской школы – нередко братьями и сестрами малышей.
О ПИТАНИИ В ДЕТСКОМ САДУ
В нашем детском саду процесс приготовления еды является очень важной соста-вляющей воспитательного процесса. Поэтому мы готовим и накрываем на стол при де-тях и вместе с детьми. Мы продумываем меню так, чтобы дети могли в меру своих сил участвовать в приготовлении еды – нарезать хлеб, фрукты, овощи, и красиво уложить на тарелку. Дети принимают участие и в выпечке хлеба, и в закваске капусты, и в ва-рке варенья и многих других делах...
В каждом вальдорфском детском саду есть ручная мельница и электрическая печь. С помощью ручной мельницы дети размалывают зерна пшеницы в муку, из муки за-мешивают тесто и выпекают хлеб в электрической печи. Когда ребенок несет домой хлеб, испеченный собственными руками, чтобы угостить маму и папу, он чувствует себя пекарем и даже мельником, ведь он сам молол из зерна муку, замешивал тесто и выпекал хлеб. Мы помогаем детям выплеснуть энергию в радостную и желанную работу, и все вместе получаем удовольствие от запаха выпекаемого хлеба. В нашем детском саду делается многое для того, чтобы процесс приготовления и принятия пищи был для детей также органичен и интересен, как, например, игра. И если в вашей семье еще нет опыта, как готовить вместе с вашим маленьким ребенком, то он скоро появится. Не удивляйтесь, если вдруг ваш малыш предложит вам сделать бутерброды к завтраку, или, когда вы будете замешивать тесто для пирога, спросит – «А соду ты загасила? Муку просеяла?» и это не только практические навыки, которые, конечно, нужны и важны. Это еще один момент в вашей совместной жизни, который может сделать ее более интересной, разумной и правдивой.
Дети принимают участие также и в сервировке стола. Стол к каждому приему пищи, ко-торый в вальдорфской педагогике называется трапезой, должен быть красиво и пра-вильно накрыт. Также важно благодарение перед едой и после еды в виде стихо-творения.
Принуждение к ребенку, который не хочет есть, не допускается, но почти все дети едят у нас с прекрасным аппетитом. А те, которые, придя к нам, «ничего не едят», через не-которое время находят для себя в каждой трапезе то, что им по вкусу и что они могут есть с аппетитом.
Один из важных моментов, на который мы обращаем внимание – употребление злаков. Часто в современных семьях придается мало значения наличию в меню каш. А ведь злаки (зерновые) с давних времен являлись основой питания. Мы готовим из разных злаков (риса, ячменя, пшена, ржи, овса, пшеницы), используя их и в виде муки, и в виде хлопьев, и в виде целых зерен.
При знакомстве с ребенком и с семьей мы всегда выясняем индивидуальные аспекты питания. Индивидуальные корректировки возможны, но имеют пределы. Это связано с социальными моментами. Ребенку, который питается совсем другой, отдельной, едой, очень трудно выстраивать отношения в коллективе.
РУКОДЕЛИЕ И РЕМЕСЛО
Рукоделие и ремесло в детском саду тесно переплетены с хозяйственно-бытовой деятельностью и так же тесно взаимосвязаны с временем года и соответствующими этому времени праздниками. Воспитатель вальдорфского детского сада должен владеть разнообразными умениями в области многих ремесел. Замечательно, когда у детей есть возможность наблюдать и принимать посильное участие в процессах изго-товления игрушек, прядения шерсти, ткачества, плетения из соломы, вышивания и т.д. Дети также работают с деревом, бумагой, изготавливают свечи, занимаются гон-чарным делом. Через занятия ремеслом и рукоделием малыши не только приобретают различные навыки, но также знакомятся с культурными традициями разных народов.
Воспитатель ведет работу, держа основную нить процесса, и приобщает к работе де-тей сообразно их возможностям. Детям необходимо видеть нужность тех вещей, ко-торые они делают. Поэтому акцент делается на изделиях, которые могут стать подар-ком для кого-то, например мамы или папы, или послужить украшением интерьера к празднику. Очень важно, чтобы все виды рукоделия и ремесла были понятны и до-ступны для выполнения.
Участвуя в занятиях рукоделием, каждый ребенок самостоятельно делает свои ин-дивидуальные шаги в обучении на основе подражания. Красивые и аккуратные работы получаются не у всех, но все дети искренне радуются самостоятельно сделанным ве-щам. Воспитатель не ставит специальной задачи развития тех или иных умений и на-выков, тем не менее последние формируются у ребенка самым естественным обра-зом. Следование за логичным и сконцентрированным трудом взрослого способствует развитию у ребенка правильного мышления, навыков организации рабочего про-странства.
Занятия художественным ремеслом оказывают благотворное влияние также и на раз-витие сферы чувств ребенка. Воспитатель стремится сделать красивым не только изделие, но и процесс его изготовления. Наблюдение и участие в процессе и есть средство эстетического воспитания личности ребенка, развития его восприятия и при-обретения практических навыков.
ЖИВОПИСЬ
Мир, окружающий нас, наполнен красками, и каждая краска говорит с нами на своем особом языке. Дети хорошо чувствуют этот язык и с удовольствием вступают в «игру с красками». На занятиях живописью в вальдорфском детском саду не стоит задача на-учить ребенка правильно рисовать. Цель занятий – создать условия для переживания качества цвета, развить творческие силы личности. Рисование осуществляется крас-ками основных цветов: красной, синей, желтой. Ребенок на собственной практике получает знание о том, как взаимодействуют эти основные цвета, что получается при их смешивании, каким образом достигается яркость, насыщенность цвета.
«Мокрым по мокрому» – так можно назвать технику рисования, принятую в валь-дорфском детском саду. После того, как бумага была увлажнена с двух сторон и рас-положена на столе для живописи, она разравнивается губкой до состояния матовой влажности. Увлажненная основа дает возможность детям накладывать цвета прозрач-но, получать плавные переходы между цветами, с легкостью заполнять цветом большие области на бумаге и даже убирать краску с бумаги при помощи отжатой кисточки. Для такого рисования подходят все акварельные краски в тюбиках, баночках. Они раство-ряются в воде до желаемой интенсивности цвета и затем в разведенном виде разли-ваются в чашечки для рисования. Кисточки применяются широкие, плоские, а бумага должна хорошо впитывать воду, но не деформироваться от ее воздействия.
Работа с красками проводится один раз в неделю.
РИСОВАНИЕ ВОСКОВЫМИ МЕЛКАМИ
Вальдорфская педагогика рассматривает рисование мелками как один из способов, с помощью которого ребенок будет передавать как свои внутренние ощущения, так и впе-чатления, полученные от взаимодействия с окружающим миром.
В силу анатомических особенностей руки малыша, специальные широкие карандаши и блоки из воска более удобны для рисования, чем обычные цветные карандаши. Они не ломаются, их не нужно постоянно затачивать. К тому же все грани воскового мелка го-дятся «в дело». Они позволяют создавать красивые цветные поверхности, пересе-кающиеся и накладывающиеся друг на друга. Рисуя такими блоками, ребенок может создавать разнообразные сказочные сюжеты.
Рисование восковыми мелками не является формой отдельного занятия, как живопись. Оно, подобно свободной игре, выражает спонтанную детскую активность. Поэтому в вальдорфском детском саду в доступном для детей месте всегда лежат бумага и кор-зинка с мелками, которыми они могут воспользоваться в любое время.
ЛЕПКА
Лепка осуществляется в детском саду как общее занятие. Оптимальным материалом для занятий лепкой с детьми дошкольного возраста является натуральный воск. Перед занятием он нагревается, размягчается. «Теплый» материал согревает руки, развивает моторику и чувствительность кистей и пальцев. Воспитатель лепит вместе с детьми, демонстрируя способ обращения с материалом и побуждая детей для развертывания своей собственной творческой фантазии. Дети совершенно свободны в том, что они хотят вылепить.
Когда фигурка готова – ребенок может показать ее воспитателю и другим детям и рас-сказать о ее сюжете. Любая детская работа принимается безоценочно. После окон-чания занятия можно рассказать и показать какую-либо историю, используя для этого фигурки и предметы, что вылепили дети.
МУЗЫКА И ПЕНИЕ
В ритме дня отведено особое место под пение и игру на музыкальных инструментах. Но также пение сопровождает любую деятельность воспитателя и детей на протяжении дня. Песня о выпечке хлеба поется во время работы с тестом, песня о фонариках является прекрасным дополнением к их изготовлению. В течение дня возникает много других благоприятных для пения моментов, при этом воспитатель может неоднократно обращаться к одними тем же мелодиям – небольшим песенкам утреннего приветствия, песенкам-благодарениям за еду, песенкам, призывающим детей к началу уборки или настраивающим их на работу-игру с красками. Мелодии и тексты песен просты, зачас-тую основаны на фольклорном материале, поэтому легко запоминаются и быстро ста-новятся любимыми детьми.
Пение, как правило, сопровождается жестовыми движениями, что позволяет создать не-кий живой образ песни, стимулирующий воображение ребенка, развивающий его душев-ную активность. Разные виды игр – в кругу, пальчиковые, музыкально-ритмические так-же сопровождаются пением и игрой на простых музыкальных инструментах. В валь-дорфском детском саду не используются технические звуковоспроизводящие устрой-ства. Дети играют сами на простых музыкальных инструментах. Для создания ритми-ческого рисунка активно используются колокольчики, бубенцы, литавры, погремушки, свистульки и мешочки с разным натуральным наполнителем (горох, камушки, сухая трава и т.п.).
ЭВРИТМИЯ
«Эвритмия» (в переводе с греческого – уравновешенность (элементов), слаженность, соразмерность, гармоничность) – это сочетание особого гармонизирующего движения, напоминающего танец, с поэтической речью или музыкой. Эмоциональную или вну-треннюю реакцию на поэтическое слово или музыкальную интонацию эвритмия трансформирует в жест, стремясь через этот зримый для глаз язык выразить полноту ощущений. Эвритмия как бы «подключает» тело к разговору. Занятия направлены на развитие координации ребенка, корректировку и развитие речи, гармонизацию внутрен-него состояния.
Учебные пособия/программы
Сад реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования (нормативный срок освоения до 5 лет) – 50 человек