Питание является одним из важнейших факторов, определяющим здоровье детей, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создает условия для адаптации подрастающего поколения к окружающей среде. В настоящее время отделом детского питания ГУ НИИ РАМН совместно со специалистами Департамента образования города Москвы разработано новое 20- дневное меню, которое внедряется в дошкольное учреждение. В меню включено большое число разнообразных блюд.
В рационе питания широко используются продукты с повышенной пищевой и биологической ценностью, что позволяет скорректировать пищевую ценность рациона по содержанию микроэлементов и сформировать у детей привычку к употреблению таких продуктов. Ассортимент блюд и кулинарных изделий, на основе которого сформировано примерное меню, включает в себя только те блюда и кулинарные изделия, которые по своим рецептурам и технологии приготовления соответствуют научно обоснованным гигиеническим требованиям к питанию детей дошкольного возраста.
Под правильно сбалансированным питанием понимается питание, полностью отвечающее возрастным физиологическим потребностям детского организма в основных пищевых веществах и энергии. Большое значение имеет правильная организация питания детей в ДОУ.
Учебные пособия/программы
Работа в дошкольном учреждении № 668 ведется на основе педагогической системы для основного контингента детей - по программе «Воспитание и обучение в детском саду» и годовому плану, который составлен на основе анализа работы детского сада за прошедший учебный год.
Перед педагогами ГОУ в 2010-2011 учебном году были поставлены следующие годовые задачи :
1. Формирование у дошкольников положительных нравственных качеств, средствами художественной литературы.
2. Развитие двигательной активности дошкольников в режиме ДОУ
3. Реализовать единый подход в воспитании и обучении детей в семье и в детском саду.
В работе с детьми педагоги ориентировались на характеристики личности дошкольника, сформулированные в программе развития ребенка-дошкольника «Воспитание и обучение в детском саду».Основной формой работы с дошкольниками в детском саду являлись занятия, которые проводились в индивидуальной, фронтальной, подгрупповой форме. Много проводилось комплексных, интегрированных занятий. Структура занятий предусматривает свободную позу и передвижение детей, проговаривание процесса собственной деятельности. Вся работа с детьми в детском саду строилась с учетом индивидуально-психологических особенностей детей. Расписание занятий в группах разрабатывалось с учетом возрастных психофизиологических особенностей дошкольников и требований СанПиНа.
Занятия в детском саду сочетались с игровой деятельностью вне занятий. Знания, опыт, приобретенные в учебной деятельности, использовались в самостоятельной, художественной, изобразительной и музыкальной и театрализованной деятельности и творческих играх.
Методическая работа строилась с учетом рекомендаций Управления образования, Окружного методического центра, с согласованием программного материала по новым направлениям работы, с учетом полученных знаний на городских методических объединений.
Вопросы охраны здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни являются одними из важнейших направлений деятельности нашего дошкольного учреждения.
На протяжении всего учебного года детском саду велась работа в соответствии с «Инструкцией по охране жизни и здоровья детей», «Инструктивно-методическим письмом «О гигиенических требованиях к максимально допустимой нагрузке на детей дошкольного возраста», программой «образование и здоровье», в тесном контакте с врачами детской поликлиники № 70. Совместно со специалистами этой поликлиники проводилось изучение состояния здоровья детей, анализ заболеваний за предыдущий период. В течение всего периода решались здоровьесберегающие задачи через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований в организации воспитательно-образовательного процесса; пропаганду здорового образа жизни; развитие спортивно-оздоровительных мероприятий; создания благоприятного климата в ДОУ; активное применение в воспитательно-образовательном процессе здоровьесберегающих технологий.
Вся работа по физической культуре велась с учетом групп здоровья, индивидуальных особенностей каждого воспитанника. В группах разработана система закаливания в соответствии с временем года, проводились закаливающие мероприятия, такие как «Дорожка здоровья»,
« Гимнастика после сна».
В течение года в детском саду педагогами проводились различные виды физкультурно-оздоровительной работы: оздоровительные физкультминутки, гимнастики (утренняя, гимнастика пробуждения, дыхательная гимнастика и точечный массаж, пальчиковая гимнастика); дни здоровья; физкультурные праздники, досуги, месячники подвижных игр.
Особое внимание уделялось двигательной активности детей. В каждой группе составлен план двигательной активности детей, где помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня дошкольников значительное место отведено самостоятельной двигательной деятельности. Ежедневно в каждой группе – оздоровительная ходьба и оздоровительный бег на прогулке.
В начале и в конце учебного года проводилось диагностическое тестирование детей дошкольного учреждения, а так же анкетирование родителей по вопросам физического развития. Цель анкетирования – оказание помощи родителям в организации спортивных мероприятий и эффективное планирование работы по оздоровлению детей.
В детском саду созданы условия для физического и психологического комфорта детей. Для обеспечения полноценного психологического развития детей, в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностямив дошкольном учреждении работает психолог. Основными направлениями деятельности педагога – психолога являются психологическое просвещение, психодиагностика, развивающая и психокоррекционная работа, психологическое консультирование. Педагог-психолог Лукманова Л.М. проводила с детьми индивидуальные и групповые коррекционные и развивающие упражнения, направленные на снижение психоэмоционального напряжения, тревожности, формирование адекватной самооценки.
Особое внимание уделялось взаимодействию дошкольного учреждения с семьей: ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, с содержанием физкультурно-оздоровительной работы; пропагандирование среди родителей здорового образа жизни, необходимости выполнения общегигиенических требований, рационального режима дня, полноценного сбалансированного питания, закаливания.
Опыт взаимодействия педагогов с семьей по оздоровлению детей был освещен на педагогических советах: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ» и «Согласованность родительского взаимодействия в воспитании ребенка как фактор благоприятного эмоционального самочувствия дошкольника».
В своей работе ГОУ д/сад № 668 реализует программу развития ребенка-дошкольника «Воспитание и обучение в детском саду», задающую общие ориентиры в воспитании, развитии и обучении детей. Ежегодно проводится анализ выполнения программы по всем разделам. Большое внимание уделяется диагностике, которая проводится путем наблюдения, изучения, бесед, анкетирования как среди детей, так среди педагогов и родителей.